Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 510
i

В тео­рии со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ной рус­ско-аме­ри­кан­ским со­цио­ло­гом П. Со­ро­ки­ным, со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство свя­за­но с та­ки­ми ос­нов­ны­ми груп­па­ми фак­то­ров, как:

1) пол и воз­раст, эт­ни­че­ская при­над­леж­ность и род­ствен­ные связи
2) ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти, фи­зи­че­ские и ин­тел­лек­ту­аль­ные воз­мож­но­сти
3) власть и вли­я­ние, ода­рен­ность и та­лант
4) права и при­ви­ле­гии, обя­зан­но­сти и от­вет­ствен­ность
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Раз­лич­ные со­цио­ло­ги по-раз­но­му объ­яс­ня­ют при­чи­ны со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства, а сле­до­ва­тель­но, и со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Так, со­глас­но марк­сист­ской школе со­цио­ло­гии, в ос­но­ве не­ра­вен­ства лежат от­но­ше­ния соб­ствен­но­сти, ха­рак­тер, сте­пень и форма вла­де­ния сред­ства­ми про­из­вод­ства. По мне­нию функ­ци­о­на­ли­стов (К. Дэвис, У. Мур), рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­дов по со­ци­аль­ным стра­там за­ви­сит от важ­но­сти их про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти и вкла­да, ко­то­рый они вно­сят своим тру­дом в до­сти­же­ние целей об­ще­ства. Сто­рон­ни­ки тео­рии об­ме­на (Дж. Хо­манс) счи­та­ют, что не­ра­вен­ство в об­ще­стве воз­ни­ка­ет по при­чи­не не­эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на ре­зуль­та­та­ми че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти.

 

Ряд клас­си­ков со­цио­ло­гии более ши­ро­ко рас­смат­ри­ва­ли про­бле­му стра­ти­фи­ка­ции. На­при­мер, М. Вебер, кроме эко­но­ми­че­ско­го (от­но­ше­ние к соб­ствен­но­сти и уро­вень до­хо­дов), пред­ло­жил в до­пол­не­ние такие кри­те­рии, как со­ци­аль­ный пре­стиж (уна­сле­до­ван­ный и при­об­ре­тен­ный ста­тус) и при­над­леж­ность к опре­де­лен­ным по­ли­ти­че­ским кру­гам, от­сю­да - власть, ав­то­ри­тет и вли­я­ние.

 

Один из со­зда­те­лей тео­рии стра­ти­фи­ка­ции П. Со­ро­кин вы­де­лил три вида стра­ти­фи­ка­ци­он­ных струк­тур:

 

эко­но­ми­че­скую (по кри­те­ри­ям до­хо­да и бо­гат­ства);

по­ли­ти­че­скую (по кри­те­ри­ям вли­я­ния и вла­сти);

про­фес­си­о­наль­ную (по кри­те­ри­ям ма­стер­ства, про­фес­си­о­наль­ных на­вы­ков, успеш­но­го ис­пол­не­ния со­ци­аль­ных ролей).

 

Ос­но­во­по­лож­ник струк­тур­но­го функ­ци­о­на­лиз­ма Т. Пар­сонс пред­ло­жил три груп­пы диф­фе­рен­ци­ру­ю­щих при­зна­ков:

 

ка­че­ствен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки людей, ко­то­ры­ми они об­ла­да­ют от рож­де­ния (эт­ни­че­ская при­над­леж­ность, род­ствен­ные связи, по­ло­воз­раст­ные осо­бен­но­сти, лич­ные ка­че­ства и спо­соб­но­сти);

ро­ле­вые ха­рак­те­ри­сти­ки, опре­де­ля­е­мые на­бо­ром ролей, вы­пол­ня­е­мых ин­ди­ви­дом в об­ще­стве (об­ра­зо­ва­ние, долж­ность, раз­лич­ные виды про­фес­си­о­наль­но-тру­до­вой де­я­тель­но­сти);

ха­рак­те­ри­сти­ки, обу­слов­лен­ные вла­де­ни­ем ма­те­ри­аль­ны­ми и ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми (бо­гат­ство, соб­ствен­ность, при­ви­ле­гии, воз­мож­ность вли­ять и управ­лять дру­ги­ми лю­дь­ми и т. д.).

 

В со­вре­мен­ной со­цио­ло­гии при­ня­то вы­де­лять сле­ду­ю­щие ос­нов­ные кри­те­рии со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции:

 

доход - ко­ли­че­ство де­неж­ных по­ступ­ле­ний за опре­де­лен­ный пе­ри­од (месяц, год);

бо­гат­ство - на­коп­лен­ные до­хо­ды, т. е. ко­ли­че­ство на­лич­ных или ове­ществ­лен­ных денег (во вто­ром слу­чае они вы­сту­па­ют в виде дви­жи­мо­го или не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства);

власть - спо­соб­ность и воз­мож­ность осу­ществ­лять свою волю, ока­зы­вать ре­ша­ю­щее вли­я­ние на де­я­тель­ность дру­гих людей с по­мо­щью раз­лич­ных средств (ав­то­ри­те­та, права, на­си­лия и др.). Власть из­ме­ря­ет­ся ко­ли­че­ством людей, на ко­то­рых она рас­про­стра­ня­ет­ся;

об­ра­зо­ва­ние - со­во­куп­ность зна­ний, уме­ний и на­вы­ков, при­об­ре­тен­ных в про­цес­се обу­че­ния. Уро­вень об­ра­зо­ва­ния из­ме­ря­ет­ся чис­лом лет обу­че­ния;

пре­стиж  — об­ще­ствен­ная оцен­ка при­вле­ка­тель­но­сти, зна­чи­мо­сти той или иной про­фес­сии, долж­но­сти, опре­де­лен­но­го рода за­ня­тий.

Пра­виль­ный ответ: права и при­ви­ле­гии, обя­зан­но­сти и от­вет­ствен­ность

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2015
Сложность: II